Без ЖЭКа дом содержать даже дешевле
Виталий Шаповаленко – заместитель
министра ЖКХ.
Возглавил рабочую группу
, которая по поручению Каб
мина
проанализировала
критически
е замечани
я граждан и общественных организаций по проекту Жилищного кодекса и
внесла предложения по его доработке. 1 марта р
езультат
отправлен
в Каб
мин. Насколько
изменился ЖК после ревизии его статей специалистами министерства и
представителями общественных организаций, с которыми МинЖКХ
активно сотрудничало, - наш разговор с Виталием Георгиевичем.
- Почему Ж
К, который начали разрабатывать еще в 1993
году, никак не сложится? Кем и когда будет поставлена точка?
- В первые же годы
независимости стало ясно, что изменения в общественно-политической жизни и
экономическом укладе
страны
требовали изменения жилищного законодательства, т.к. действовавший Жилищный
кодекс УССР, принятый в 1983 году,
уже не соответствовал реалиям времени. Предпринимались
многочисленные попытки написать новое жилищное законодательство, первый проект
нового Жилищного кодекса появился ещё в 1993 году. После этого появлялось ещё
несколько редакций, но ни одна из них по разным причинам не была принята. Поэтому
приходилось ограничиваться лишь дополнениями и изменениями к действующему ЖК. В
то же время разрабатывались и принимались отдельные «жилищные» законы - по приватизации
жилья, объединениям совладельцев многоквартирных домов, предоставлению жилищно-коммунальных
услуг и прочие. Несмотря на это, желание свести все их в единый кодекс остаётся
до настоящего времени. Последняя редакция проекта Жилищного кодекса была
разработана и внесена
народными
депутатами. В ноябре 2009 года нынешняя редакция проекта ЖК была принята
Верховною Радою в первом чтении. В процессе подготовки ко второму чтению по
законопроекту поступило большое количество замечаний и предложений, большая
часть из которых учтена. Однако отдельные статьи всё же вызвали острую критику,
как со стороны отдельных граждан, так и со стороны общественных организаций. Именно
поэтому Министерство ЖКХ получило от Кабинета Министров задание дополнительно
проработать проект ЖК, особенно детально – те статьи, которые вызвали негативную
реакцию. Мы это сделали.
- И к каким выводам вы пришли?
- Анализ содержания «проблемных» статей показал, что они действительно
нуждаются в доработке, поэтому их критика была действительно справедлива. В
процессе работы такие статьи были скорректированы
с учётом высказанных замечаний, а
некоторые предложено вообще убрать из законопроекта.
Кроме этого, по оценке членов рабочей группы, проект ЖК, к сожалению, так
и не стал кодифицированным документом, поскольку содержит много отсылок на
действующие уже специальные законы. К примеру, права собственности на жильё
регулируются Гражданским кодексом Украины; вопросы оказания и потребления
жилищно-коммунальных услуг – Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах»;
правовые основы приватизации жилья изложены в Законе Украины «О приватизации
государственного жилого фонда; основные принципы деятельности объединений
собственников многоквартирных домов также содержатся в одноимённом законе и
т.д.
Оптимальным, по нашему
мнению, была бы разработка и принятие Закона «Об основах государственной
жилищной политики», который носил бы рамочный характер и содержал отсылочные
нормы на действующие специальные законы.
- Основной вопрос жилищной
реформы, как ее многие понимают, – отдать многоквартирный жилой фонд из сферы
ответственности государства и местных органов власти собственникам квартир. То
есть всячески стимулировать создание Объединений совладельцев многоквартирных
домов (ОСМД). Но большая часть фонда – в
плачевном состоянии. Готово ли государство и муниципалитеты перед передачей
жилья со своего баланса на баланс новых управляющих провести капремонты, как
того и требует закон?
- Основной вопрос реформы ЖКХ заключается в повышении эффективности
работы отрасли. Эта задача достигается, с одной стороны, за счёт создания
объединений собственников многоквартирных домов как института эффективного
собственника жилья, способного обеспечить реализацию прав граждан на получение
качественных жилищно-коммунальных услуг. А с другой стороны - за счёт
формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, создания
равных условий для производственной деятельности исполнителей услуг независимо
от форм собственности предприятий и возможностей получения ими на конкурсной
основе права оказывать услуги. Поэтому говорить о том, что смысл реформы в
снятии ответственности государства и органов власти за содержание жилых домов
неправильно. Именно поэтому в законодательстве предусмотрена норма о
финансировании капитальных ремонтов в домах, где создаются ОСМД.
Однако понятие капремонт достаточно ёмкое. Решение о содержании и объёме
финансирования капитального ремонта принимается по результатам вс
естороннего обследования технического
состояния здания. Учитывая изношенность жилого фонда и ограниченность бюджетных
средств, ч
аще всего ОСМД обращаються с заявками на ремонт
кровельных покрытий, ремонт лифтов или общедомовых систем тепло- и
водоснабжения.
В 2010-м году, к примеру, на поддержку ОСМД из Стабилизационного фонда было
выделено почти 160 млн. гривен. За эти деньги отремонтировано около 560 тыс.
квадратных метров кровель, 42 тыс. погонных метров внутридомовых сетей, 855
лифтов, смонтировано 37 новых лифтов. Люди увидели, что государство свое слово
держит, потому что в 2009 году на эти цели не выделялось практически ничего. Таким
образом, государственная поддержка способствовала тому, что в прошлом году
создано
более 1700 новых ОСМД,
а за два месяца текущего года 349, и теперь их количество по состоянию на 1
марта
2011 г.
в Украине составляет 12 386.
До
конца 2014 года планируется создать 45
530
объединений, что составит
около 5
8% всего
многоквартирного фонда.
- Но большинство людей
консервативно, ОСМД воспринимают как насилие. Для них лучше остаться с ЖЭКом,
пусть «ужасным» и «бездеятельным».
- Жилищно-коммунальное хозяйство осталось, пожалуй, единственной
отраслью, где сохраняется советская система управления. Речь идёт, прежде всего,
о том, что сегодня практически 95% бывшего государственного жилого фонда
приватизировано
, однако
собственники квартир в большинстве случаев не могут реализовать своё право на
качественное содержание и обслуживание жилого дома как целостного
имущественного комплекса, принадлежащего им на праве совместной собственности,
потому что эта функция осталась у местных органов власти
.
Так, пользуясь своим правом, местные органы власти самостоятельно
определяют исполнителей услуг по содержанию и обслуживанию жилых домов, а
поскольку у нас отсутствует рынок таких услуг, то их исполнителями естественно
становятся коммунальные предприятия, те самые ЖЭКи, качество услуг которых
зачастую вызывает много нареканий со стороны жителей. Поэтому создание ОСМД
позволяет жителям в полной мере реализовывать своё право выбирать исполнителей
услуг, предъявлять требования по качеству услуг и их стоимости. Таким образом,
будут создаваться условия для развития рынка жилищно-коммунальных услуг, когда реальные
собственники жилья могут заказывать услуги по справедливой цене и
контролировать их качество, а исполнители услуг будут приобретать право на
оказание услуг на конкурсной основе, доказывая свои конкурентные преимущества
качеством услуг и их ценой.
Вместе с тем, создавая ОСМД и получая, таким образом,
право
распоряжаться совместной
общедомовой собственностью, жители в полной мере должны осознавать, что они
берут также на себя и ответственность за содержание своего жилого дома.
И речь не идёт о том, что государство снимает
с себя какую-либо ответственность заботиться о состоянии жилого фонда. В данном
случае взаимоотношения между заинтересованными сторонами должны строиться на
принципах государственно-частного партнёрства. То есть сторонами такого
партнёрства являются государство и ОСМД как юридическое лицо, выражающее
интересы совладельцев многоквартирного дома. В
заимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе, имеет
равноправный характер и чётко выраженную публичную, общественную
направленность.
Хочу отметить, что нам, украинцам, повезло. Мы получили свои квадратные
метры совершенно бесплатно - в отличие от жителей соцстран Центральной и
Восточной Европы, которые частично платили за приватизацию и брали на себя
обязательство участвовать в ремонте и реконструкции своих домов. Мы же по-прежнему
считаем, что кто-то, а не мы, должен нести ответственность за дырявую трубу в нашем
подвале, прохудившуюся за двадцать лет крышу, подпаленную кнопку лифта и поцарапанные
нашими же детьми панели в подъезде. «Ответственен ЖЭК! - скажите вы. – Это ему
мы платим за содержание дома, и из года в год все больше». Кстати, как
показывает практика, в домах, где созданы ОСМД и жильцы реально почувствовали
себя совладельцами ситуация достаточно быстро меняется в лучшую сторону. Такие
дома гораздо лучше содержатся, что, по оценке риэлторских агентств, влияет на
рост рыночной стоимости квартир, расположенных в них.
В целом же существующая система управления коммунальным хозяйством в
нынешнем виде изжила себя, как громоздкая, малоэффективная, и нуждается в реформировании.
Никто не говорит, что в результате реформы коммунальные предприятия исчезнут.
Наоборот они имеют право на жизнь также как и предприятия с частной формой
собственности. Однако их производственная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы они в рыночных условиях были конкурентоспособными, т.е. могли
предоставлять качественные услуги по адекватной, справедливой цене.
На сегодня их производственная деятельность
организована таким образом, что 70-75% денежных поступлений от населения идёт
на зарплаты работникам и налоги. На обслуживание домов остаются крохи…
- …Так ведь дома очень изношены!
- На одной из встреч ваш коллега тоже мне рассказывал, в каком ужасном
состоянии находится жилой фонд и почему нельзя передавать его на содержание
жильцам. Я спрашиваю: «Вы живете в многоквартирном доме?» - «Да». – «Сколько
квартир в доме?» – «Четыреста». – «Тогда посчитайте: допустим, одна квартира
платит за содержание дома 100 гривен в месяц, тогда все квартиры – 40 тысяч. За
год эта сумма составит уже 480 тыс. гривен, за два – почти миллион. Так вот в
случае создания ОСМД
и хозяйского
отношения к собранным деньгам, за миллион можно привести в порядок и крышу, и лестницы,
и придомовую территорию». Наши граждане должны понять: у Украины нет альтернативы
жилищной реформе, которая к сожалению идёт очень медленно.
Конечно, какая-то часть жилищного фонда будет отнесена к социальному
жилью, и его содержание будет финансироваться из госбюджета, но абсолютное
большинство должно перейти на содержание и в управление самих собственников
жилья. Не требует же владелец частного дома от государства, чтобы оно
ремонтировало ему трубы, крышу, забор, посадило возле дома цветы?
- Стоит ли создавать ОСМД в доме,
где много малообеспеченных жильцов, в том числе пенсионеров?
- При создании ОСМД никто не теряет право на субсидию. Пенсионеры же,
имея больше свободного времени, часто становятся отличными членами правления.
- А если люди категорически не
хотят что-либо менять?
- Конечно, прежде всего, нужно все взвесить. Не готовы психологически?
Нет желания? Пусть пока все останется, как есть. Но нужно также учитывать, что создание
ОСМД не обязывает завтра же взять на баланс дом и отказаться от государственного
ЖЭКа. Можно допустить, что жильцов их ЖЭК как управляющая компания устраивает.
-
Одна из скандальных статей
законопроекта ЖК – назначение новоселам управляющей компании, если они не
смогли выбрать ее в трехмесячный срок.
- Мы изъяли из проекта какие-либо сроки. Никакого диктата со стороны
застройщика не будет. Любое ОСМД может взять на себя функцию управления своим
домом, а может нанять управляющую
компанию. Управляющая компания, в свою очередь, заключит договоры с
исполнителями коммунальных услуг – по обслуживанию лифтов, сантехники,
электрики, уборке лестниц и придомовой территории, подаче в дом тепла,
электроэнергии и воды. Не понравилась одна компания, ОСМД может поменять ее на
другую.
- Как защитить людей от нечистых
на руку «коммерсантов»? К управляющим компаниям будут предъявляться какие-либо
требования?
- Обязательно. Это будет урегулировано законодательством.
- В законопроекте ЖК идет речь о
государственной коммунальной инспекции. Появится еще один бюрократический аппарат?
- Норма об инспекции в Жилищном кодексе не новая. Государственная жилищно-коммунальная
инспекция была создана два года назад, и ее работа оказалась достаточно
эффективной. Главная задача инспекции – осуществление государственного контроля
(надзора) за соблюдением законодательства, стандартов, нормативов, норм,
порядков и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Хочу отметить, что только в прошлом сотрудниками инспекции, а их на всю
Украину около 180 человек, рассмотрено и проверено более 12 тысяч обращений
граждан. По результатам их проверки, согласно предписаниям инспекции, гражданам
произведён перерасчёт за неоказанные или некачественно оказанные услуги на
сумму более 15 млн. гривен. Таким образом, в лице жилищно-коммунальной
инспекции потребители получили инструмент защиты своих прав.
Бесед
у вела Ника Серегина
25.03.2011
Коментарі
#1 27.03.2011 20:34 добавил: Марина | додати коментарОчень хочется больших перемен в профсоюзах на предприятиях. Особенно там где они не хотят защищать интересы наемных работников . А подписывают колдоговор от работодателей и не поддерживают ни колдоговор ни работнитков. И зачастую из за злостных подлых грязных отношений руководителей высшего и среднего звена из за их непорядочности страдают хорошие люди. Полмогите.
|
|
|