Рада позитивно оцінила роботу Голови ФПУ Василя ХАРА. Виступ Голови ФПУ В. Г. ХАРА на засіданні ради ФПУ 7 вересня 2011 року
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В марте, на VI съезде
Федерации профсоюзов Украины, были подведены итоги работы и намечены дальнейшие
перспективы развития. Несмотря на то, что прошло не так много времени, сделать
мы успели немало. Получены результаты, которыми можем гордиться, но есть и ошибки,
за которые нужно нести ответственность, и самое главное – быстрее их исправлять.
В июле Президиумом
ФПУ было принято решение о созыве Совета Федерации. На повестке дня – отчет о проделанной
мною работе и выполнении решений выборных органов. Как и все вы, я знаю причины
этого решения и готов к такому откровенному разговору.
Призываю конструктивно
обсудить эту непростую ситуацию. Давайте посмотрим правде в глаза и честно признаемся:
что удалось, а что не удалось за этот период времени и главное – почему?
Изменения, которые
были внесены в Устав Федерации и утверждены на съезде, направлены на расширение
демократизации деятельности профсоюзов, призваны четко разграничить полномочия
и ответственность съезда, Совета, Президиума, Председателя Федерации. Закреплен
новый подход к формированию состава Совета; конкретизированы критерии членства
ФПУ и требования к тем, кто становится членом Федерации; урегулирован порядок
решения спорных ситуаций между членскими организациями. Все это, безусловно, должно
повысить эффективность нашей совместной работы.
Как Председатель,
я руководствовался полномочиями, которые определены ст. 42 Устава ФПУ, организовывал
работу Совета и Президиума Федерации во исполнение Устава ФПУ, решений съезда,
надеясь, что такой же конкретной, оперативной и действенной будет работа и членских
организаций по решению важных вопросов.
Напомню, что ранее
постановлением Президиума ФПУ утверждены мероприятия по реализации предложений
делегатов съезда, затем решением Совета ФПУ вам был разослан анализ выполнения
Федерацией профсоюзов Украины, ее членскими организациями решений съезда, выборных
органов и мероприятий по реализации предложений делегатов съезда. Вы имели возможность
подробно ознакомиться с тем, что сделано. Поэтому сейчас я остановлюсь только на
самых важных моментах нашей деятельности.
После съезда в короткие
сроки были сформированы составы Президиума, Совета и его постоянных комиссий.
Надо отметить, что
за истекший период все решения по рассматриваемым вопросам принимались только
коллегиально: Президиумом или Советом Федерации.
К подготовке вопросов
стали все больше привлекаться члены Президиума путем участия в постоянных комиссиях
Совета, рабочих группах, Консультативном комитете, Координационном комитете по
проведению протестных акций.
В соответствии с моими
полномочиями утверждена новая структура аппарата, укомплектован и обновлен кадровый
состав. В условиях недостаточности финансовых средств пришлось пойти на непопулярные
меры по сокращению численности аппарата на 30%, сместить акцент на укрепление
правовой службы, прежде всего по защите имущественных прав ФПУ и реформе трудового
законодательства. Мы привлекли на постоянную работу лучших юристов-трудовиков,
правовиков с опытом работы в судах. Укрепляем сотрудничество с адвокатскими компаниями.
Все это позволяет противостоять нынешнему прокурорскому беспределу и защищать наши
с вами законные права. Создано новое подразделение социального диалога и социального
страхования. Такие важные направления работы, как финансы, профсоюзное имущество,
организационная, международная работа, были закреплены непосредственно за председателем.
Организована работа
аппарата по выполнению решений съезда, Программных резолюций, для эффективной
реализации которых Советом утверждены Целевые программы. Мероприятия, намеченные
в них, – комплексные, взаимосвязанные и являются приоритетными для нас. Аппарат
ФПУ осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
Программа «Достойный
труд – основа социального благосостояния и экономического прогресса» является
приоритетной для нас.
Там, где профсоюзам
удалось отстоять реализацию нормы Генерального соглашения о договорном размере
минимального уровня оплаты труда в производственной сфере, уровень заработной платы
неквалифицированного работника почти на 300 грн превышает законодательно установленный
размер минимальной зарплаты.
Консолидированные
действия Федерации и профсоюзов работников бюджетной сферы, предложенные нами нормы
Генерального соглашения по определению базовых условий оплаты труда и постепенного
приближения базового должностного оклада к минимальной заработной плате побудили
Правительство к принятию в мае этого года решения о повышении уровня оплаты труда
4 миллионам бюджетников.
В целом динамика возрастания
средней заработной платы опережает рост цен и темпы роста ВВП, что отвечает нормам
Генерального соглашения.
Для обеспечения решений
съезда и Совета ФПУ по вопросам охраны труда и здоровья разработана и направлена
Правительству Украины Структура национальной стратегии охраны труда на долгосрочный
период с предложением создать правительственную рабочую группу для подготовки
соответствующего проекта Указа Президента Украины.
Федерацией профсоюзов
при активном участии членских организаций внесены конкретные предложения к проекту
Общегосударственной программы по улучшению условий, гигиены труда и производственной
среды.
Эти предложения приняты
на Президиуме ФПУ 29 августа и направлены Премьер-министру Украины.
Мы добились рассмотрения
вопросов охраны труда на расширенном заседании Кабинета Министров в октябре этого
года – впервые за 20 лет независимости Украины.
Также я как народный
депутат разработал и представил в Верховную Раду два законопроекта: один – о решении
проблемных вопросов бюджетного финансирования мероприятий по улучшению охраны
труда; второй – о приведении отдельных норм законодательства Украины в соответствие
с нормами ратифицированных Конвенций № 81 и 129 об эффективности государственного
надзора в сфере охраны труда.
Совместно с Госгорпромнадзором,
согласно достигнутому соглашению, рассмотрено более 20 проектов нормативных актов
по охране труда, согласовано 17 проектов нормативно-правовых актов других центральных
органов исполнительной власти.
Уважаемые коллеги!
Хочу остановиться на некоторых аспектах реализации еще одной социальной программы
– «Профессиональные союзы – за развитие социального государства в Украине».
Пенсионная реформа.
Еще на этапе общественного
обсуждения этого жизненно важного вопроса я организовал встречу представителей
профсоюзов с ее идеологом – вице-премьер-министром Сергеем Тигипко.
ФПУ, а также СПО профсоюзов
и профсоюзная сторона Национального трехстороннего социально-экономического совета,
которые я возглавляю, выступили против так называемой «пенсионной реформы».
По моей инициативе
парламентский Комитет по вопросам труда и социальной политики обратился с соответствующим
предложением к Президенту Украины. Практически под флагом профсоюзов в феврале
прошли парламентские слушания по этому вопросу, где наша позиция была однозначно
поддержана.
Активная позиция ФПУ,
ее членских организаций, рядовых членов профсоюзов позволила почти на год отсрочить
принятие предложенного Правительством варианта так называемой «пенсионной реформы».
При доработке документа
нам удалось реализовать в законопроекте ряд предложений профсоюзных организаций,
в частности касающихся:
– ограничения пенсий
в максимальном размере не двенадцатью, а десятью прожиточными минимумами;
– усовершенствования
расчета среднего заработка при начислении пенсий отдельным категориям работников;
– выплаты одноразовой
помощи работникам бюджетной сферы при выходе на пенсию в размере 10 пенсий не
за счет средств Пенсионного фонда, а за счет Государственного бюджета.
Эффект для трудящихся
исчисляется миллиардами.
На втором этапе наша
борьба не была столь успешной.
С вопросом пенсионной
реформы связаны обвинения некоторых членов Президиума в мой адрес о якобы отстранении
от выполнения п. 3.2 Постановления Президиума от 17 февраля 2011 года об организации
пикетирования Верховной Рады в день рассмотрения пенсионного законопроекта.
Ради объективности
давайте восстановим хронологию событий.
Напомню, еще в феврале
было принято постановление Президиума, которое обязывало членские организации
провести массовые акции в регионах и готовиться к организации пикетирования Верховной
Рады в день рассмотрения законопроекта в первом чтении.
Мы не раз обсуждали
в селекторном режиме нашу готовность к пикетированию. Передо мной стенограммы.
За десять дней до
рассмотрения законопроекта, 6 июня, в ходе селекторного совещания я подчеркнул,
что главное сейчас – это протесты в регионах и подготовка к пикетированию Верховной
Рады. Второе – работа в регионах с народными депутатами.
Вопрос готовности
к пикетированию рассматривался на селекторном совещании 10 июня. Заместитель
Председателя ФПУ С. Кондрюк обратился к руководителям членских организаций с просьбой
информировать о готовности массового пикетирования Верховной Рады Украины во время
рассмотрения документа в первом чтении.
Согласно полученной
информации, только Тернопольский облсовпроф планировал привезти людей в Киев,
и 14 июня на совещании руководителей членских организаций было принято решение
отказаться от пикетирования. Таким образом, мероприятие было сорвано.
В это время я находился
на сессии Международной конференции труда, куда меня делегировала профсоюзная сторона
НТСЭС и СПО. Моя карточка, кстати, не голосовала.
На очередном селекторе
20 июня стали поступать предложения об организации массовой акции ко второму чтению.
Это был не самый лучший вариант, поскольку повлиять во втором чтении на внесение
изменений в документ практически невозможно. Решение Президиума о проведении
пикетирования так и не было принято.
Ко второму чтению
законопроекта я подал предложения об исключении из него всех норм, которые значительно
ухудшали социальное положение пенсионеров. Они были поддержаны Комитетом ВР по
делам пенсионеров, который предложил Верховной Раде в целом отклонить законопроект.
К сожалению, этого не произошло.
В преддверии второго
чтения законопроекта «О мероприятиях по законодательному обеспечению пенсионной
реформы» стоял вопрос о дате проведения Всеукраинской акции: 5 либо 7 июля. На
селекторе было объявлено, что самое позднее – в понедельник, 4 июля, будет известна
точная дата.
И какова же была готовность
членских организаций к этому дню?
Предварительный опрос
членских организаций о реальном количестве участников акции показал, что в силу
различных причин заявленная численность участников акции незначительная и не превышает
двух тысяч человек. На практике эта цифра могла быть еще меньше, что в дальнейшем
и подтвердилось. Следовательно, демонстрировать свое бессилие на фоне ожидаемого
многотысячного участия политических партий было бы и тактически, и стратегически
неправильно.
Подчеркиваю – сами
членские организации, за исключением профсоюзов металлургов, строителей, автосельхозмашевцев,
представителей Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Кировоградской областей,
и в этот раз не подтвердили готовность продемонстрировать профсоюзную массовость,
достойную 8-миллионной организации.
Казалось бы, алгоритм
проведения акции простой!
Была инициатива ряда
членских организаций. Принимается коллегиальное решение. Сначала проходят массовые
выступления в регионах, для того чтобы создать общественный фон, информационную
атаку, и затем, на втором этапе, выступить единым фронтом в Киеве.
А что в итоге?
Базовое решение первого
этапа в регионах сорвано.
Запланированная киевская
акция во время первого чтения законопроекта отменена.
Ко второму этапу коллегиальное
решение принято не было.
Так проблема в Председателе
или в том, как все мы выполняем свои же решения?!
На заседании Президиума
12 июля мои заместители предложили критически проанализировать причины сложившейся
ситуации, тем более что февральским постановлением Президиума (пункт 3.1) членским
организациям поручалось незамедлительно начать подготовку к акции протеста. Это
предложение было отвергнуто сразу: «Мы будем слушать отчет Председателя…»
При таком подходе,
коллеги, мы никогда не сможем действовать консолидированно, сообща, мощно. У
меня в подчинении – только аппарат, у вас, в членских организациях, – полки и целые
профсоюзные армии. Если вы хотите лишить меня контроля за выполнением коллегиально
принятых решений, тогда и не спрашивайте за плачевные результаты.
Я отстаивал и продолжаю
отстаивать позицию, что принятый закон не решает проблем пенсионной системы, не
обеспечивает справедливости при определении размеров пенсий. Поэтому Федерация
профсоюзов и пикетировала Администрацию Президента с требованием ветировать этот
закон.
Мы должны направить
все свои усилия на решение этих вопросов. Позиция Федерации профсоюзов изложена
Председателю Верховной Рады В. Литвину во время встречи с ним 5 сентября.
Думаю, что из этой
истории всем нам следует сделать должные выводы.
Обвинять меня в отсутствии
достаточной смелости – беспочвенно. Никогда у Председателя не было настолько острых
отношений с бизнесом и властью, как сейчас.
Другое дело, что смелыми
и принципиальными должны быть все без исключения профсоюзные лидеры. Принципиальность
не должна заканчиваться на заседаниях Президиума и Совета. Давайте вспомним, с
каким трудом мы уговаривали некоторых наших руководителей выступить во время пикетирования
Генеральной прокуратуры.
В то же время нужно
сказать искреннее «спасибо» председателям первичных, территориальных, подведомственных
организаций – Войтюк Татьяне Ивановне, Довбышу Василию Петровичу, Максименко Людмиле
Павловне, Омельчук Наталии Викторовне, Ткачеву Николаю Федоровичу, которые вышли
на трибуну, понимая, что будут преследования. Они с честью их выдержали.
Нам пора забыть о
взаимных обвинениях и сосредоточиться на задачах, решения которых ждут от нас
трудящиеся, члены профсоюзов.
Не могу не остановиться
на еще одном очень важном болезненном вопросе защиты имущественных прав. На вопросе,
который в течение полугода лихорадит всех.
Устав ФПУ возлагает
на Председателя контроль за эффективностью использования имущества, деятельностью
созданных юридических лиц. Эти вопросы были в центре внимания Президиума и Совета
ФПУ.
Большинство из присутствующих,
работая в регионах, понимают, что материальная база наших объектов требует обновления
и вложения определенных средств. Не знаю, как вам, а мне обидно, когда наши гостиницы
и здравницы иногда называют «совковыми». Мы же знаем, что благодаря нашим здравницам
и людям, которые там работают, сотни тысяч тружеников и членов их семей имеют
возможность улучшить свое здоровье и отдохнуть.
С другой стороны,
именно имущество профсоюзов не дает покоя нашим оппонентам.
Вопреки решениям Арбитражного
суда о законности создания акционерных обществ «Укрпрофтур» и «Укрпрофздравница»,
научному заключению Института государства и права Академии наук Украины о том,
что Федерация профсоюзов Украины является законным собственником имущества, Конституции,
правоохранительные органы упорно настаивают на необходимости передачи нашего имущества
государству.
Особенно возмущает,
что беззаконие творится под эгидой Генеральной прокуратуры и ее подразделений.
В результате рейдерских атак на имущество ФПУ и ее членских организаций Федерация
втянута в судебные разбирательства. Сегодня в производстве находятся более 90 гражданских
судебных дел по имущественным вопросам. И в каждом случае нам приходилось отстаивать
законность, реагировать на все выпады против нас.
Впервые в истории
прокуроры почувствовали силу профсоюзного пикетирования 8 июня и отгораживались
экскаваторами и судебным решением от повторного пикета Генпрокуратуры. Именно
тогда они увидели, что за нами стоят миллионы трудящихся.
Суды в основном запланированы
на сентябрь. Судебная тяжба только начинается.
Пока мы, слава Богу,
не потеряли ни одного объекта.
Состоялся 21 суд,
8 решений приняты в нашу пользу. Кроме того, в двух случаях вынесены оправдательные
приговоры по уголовным делам, которые были возбуждены органами прокуратуры в отношении
должностных лиц БТИ по факту якобы незаконной регистрации имущества.
Создавшуюся обстановку
в аппарате Федерации, ее членских и подведомственных организациях и предприятиях
иначе как террором не назовешь.
Массовые вызовы по
повесткам в правоохранительные органы разных уровней, тенденциозность во время
допросов, надуманные уголовные дела, обвинение должностных лиц – вот условия, в
которых мы работаем. В довершение ко всему ещё и обыск в служебных кабинетах.
Я не говорю уже о некоторых средствах массовой информации, где о нас подаются искаженные
факты в оскорбительной форме и т. п.
Скажу откровенно:
правоохранительные органы пытались парализовать работу Федерации в разгар оздоровительного
сезона. Блокировалась также и деятельность санаторных, туристических и спортивных
объектов.
Жесткая позиция ФПУ
по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся и жесткий отпор
попыткам отхватить профсоюзное имущество – вот истинная причина попытки отставки
Председателя Федерации профсоюзов.
Мы вынуждены были
обратиться за помощью к международному профсоюзному движению. Наши профсоюзные
братья развернули беспрецедентную международную кампанию солидарности с ФПУ в
связи с незаконным вмешательством органов прокуратуры во внутреннюю деятельность
ФПУ. Письма в нашу поддержку в адрес Президента, Премьер-министра и Генерального
прокурора Украины направили 6 международных и 18 национальных профцентров. Это
пример солидарности, образец, достойный подражания.
Для защиты своих прав
мы направили жалобу в Комитет по свободе ассоциаций в связи с нарушением Конвенций
МОТ № 87 и 98, к которой присоединилось международное профсоюзное движение.
Многие национальные профцентры зарубежных стран также выступили в нашу поддержку.
В условиях жесткого
противостояния, идеологических диверсий и провокаций против ФПУ я, согласно уставным
полномочиям, использовал малейшую возможность, чтобы обнародовать, заявить четкую
и однозначную позицию ФПУ: выступал в средствах массовой информации, делал официальные
заявления, комментарии как в центральных печатных СМИ, телеканалах, так и в профсоюзной,
региональной и местной прессе. Только в печатной прессе всех регионов мои статьи
и интервью о деятельности Федерации профсоюзов за этот период вышли общим тиражом
около 10 миллионов. Мы выпускаем собственную телевизионную программу «Правовой
барометр», регулярно проводим Интернет-конференции и расширяем сотрудничество с
Интернет-изданиями, такими, например, как «Украинская правда», и др.
Усиление нашего присутствия
в информационном пространстве – налицо. Все это результат не только нашей инициативы,
но и увеличения финансирования этого направления работы.
Нам необходимо активно
формировать общественное мнение, и прежде всего у молодежи, которая составляет
32% общей численности профсоюзов.
Нами сделаны серьезные
шаги относительно приоритетов работы с профсоюзной молодежью. Будущее профсоюзов
– за молодыми, поэтому в рамках реализации Целевой программы на базе Академии труда
и социальных отношений начинает работу Всеукраинская школа молодого профсоюзного
лидера. Выпускники школы, получив качественное профсоюзное образование, станут
по-настоящему боевым кадровым профсоюзным резервом.
Кратко хочу остановиться
на законодательных инициативах ФПУ. Используя право народного депутата Украины
на законодательную инициативу, только в этом году я внес на рассмотрение Верховной
Рады 10 законопроектов, основанных на предложениях Президиума и членов Совета
ФПУ. Среди них законопроекты, направленные на сохранение страхового стажа матерям,
которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3-летнего возраста; материальное
обеспечение застрахованных лиц, работающих на предприятиях, против которых открыто
производство по делу о банкротстве, и др. Мною также инициированы два постановления
Парламента: о проведении парламентских слушаний по обеспечению профсоюзных прав
и о ликвидации работникам задолженности по заработной плате.
В период после съезда
мной направлены обращения к Президенту Украины, Правительству, Председателю Верховной
Рады Украины. Эта форма работы дает определенные результаты, хотя, надо признать,
наблюдается немало случаев формального реагирования на них, отписок. Поэтому приходится
буквально «пробивать» каждый вопрос.
Уважаемые коллеги!
Кроме выполнения полномочий
Председателя ФПУ, вы доверили мне возглавить профсоюзную сторону Национального
трехстороннего социально-экономического совета и Совместный представительский
орган профсоюзов на национальном уровне.
Как вы понимаете,
это требует немало сил и времени. Только за прошедший период организовано семь
заседаний, проведена экспертиза 511 проектов нормативно-правовых актов, из них
165 законопроектов. По многим из них нам удалось отстоять наши позиции при рассмотрении
вопросов на заседаниях как Правительства, так и комитетов Парламента.
К примеру, мы убедили
Президента Украины, чтобы в положениях о министерствах и других центральных органах
исполнительной власти были включены нормы о постоянном взаимодействии с профсоюзами
и о совместном ведении социального диалога. Ныне около 80% центральных органов
исполнительной власти имеют такие положения.
Вот в такой непростой
ситуации оказалась Федерация – крупнейшее профобъединение Украины. От нас требовалось
одного – максимальная солидарность и концентрация усилий. И мы выстояли, решая
поставленные съездом задачи.
Если кратко суммировать,
то нашей успешной работе и движению вперед мешают навязанная широкомасштабная «война»
с внешними противниками и отсутствие необходимой консолидации внутри организации.
В таких условиях я
обязан в соответствии с Уставом обеспечить консолидацию всех сил и возможностей
для того, чтобы единым фронтом выступить против попыток развалить не только ФПУ,
но и все профсоюзное движение Украины. Прошу вашей действенной поддержки. Мы должны
стать более мощной организацией с единым центром, а наши действия должны быть предельно
солидарными. Только тогда ФПУ сможет по-настоящему отстоять и защитить права
трудящихся.
Нам предстоит большая
работа по преодолению вызовов времени, поэтому считаю, что было бы правильно сегодня,
давая оценку предыдущей деятельности, определиться и с ближайшими действиями.
ТРЕТЄ ЗАСІДАННЯ РАДИ
7 вересня у Києві
в Будинку спілок відбулося третє засідання Ради Федерації профспілок України. Члени
Ради заслухали та обговорили звіт Голови ФПУ Василя Хара щодо виконання ним повноважень,
визначених Статутом ФПУ, та рішень виборних органів ФПУ й розглянули інформацію
про виконання ФПУ та її членськими організаціями рішень VI з’їзду ФПУ, виборних
органів Федерації та заходів з реалізації пропозицій делегатів VI з’їзду ФПУ.
За підсумками обговорення
зазначених питань Рада ФПУ постановила:
– узяти до відома
звіт Василя Хара й визнати його роботу на посаді Голови ФПУ задовільною;
– з метою визначення
дій ФПУ надалі щодо забезпечення єдності, солідарності, запобігання руйнації профспілок,
активізації їхньої діяльності та посилення ролі у суспільстві розробити заходи
з організаційного і фінансового зміцнення ФПУ та членських організацій;
– членам Ради ФПУ
до 1 листопада 2011 року надати пропозиції до проекту Заходів, беручи за основу
постанову Президії ФПУ «Про Комплекс заходів для забезпечення максимального використання
організаційного та фінансового потенціалу ФПУ та членських організацій щодо проведення
ефективних солідарних дій профспілок на захист соціально-економічних прав трудящих»;
– постійній комісії
Ради ФПУ з питань організаційної роботи узагальнити пропозиції членів Ради, доопрацювати
проект Заходів та внести його у першому кварталі 2012 року на розгляд Ради ФПУ.
На засіданні члени
Ради ФПУ розглянули також питання «Про загрозу руйнації засад трудового права, порушення
прав трудящих та обмеження профспілкової діяльності», «Про Положення про постійні
комісії Ради ФПУ», «Про зміни у персональному складі постійних комісій Ради ФПУ»
і прийняли відповідні рішення.
У ході засідання було
прийнято Заяву Ради ФПУ щодо підтримки позиції Президента України й Уряду України
в газових переговорах із Російською Федерацією. Заяву надіслано Прем’єр-міністрові
України Миколі Азарову.
17.09.2011
Медіа-центр ФПУ
|